Есть место в Белоруссии недалеко от города Гомеля, где есть поле усыпанное метеоритами. В 2010 году я с товарищем занимался там приборным поиском. Про метеориты я тогда почти ничего не знал, как они выглядят и что пользуются большим спросом. Мы были новички в приборном поиске, совсем не опытные, я несколько месяцев до этого купил Minelab E-Tracс рук. В то время нас интересовал только антиквариат, и желательно золото, а лучше горшок с червонцами. У меня только сейчас, три года спустя, в голове начала складываться полная картина того, что мы там нашли. Осознание пришло…
Начну по порядку: Мой товарищ сказал мне, что недалеко от Зябровки (он сам с тех мест) есть древнее городище, можно там походить. Мы приехали туда втроём, я, и мой друг с сыном школьником лет 10-12. Пацану было очень интересно, горел весь любопытством, мы взяли его с собой при условии, что он будет ямы за нами закапывать. У нас так пошло с самого первого раза, что-то вроде традиции, мы не оставляли после себя никаких ям, всё зарывали за собой.
В общем, приехали мы на это городище, оно находится рядом с трассой и если бы не маленькая еле-еле заметная, воткнутая в землю, облупившаяся табличка о том, что в 1910 году какой-то русский археолог (фамилию сейчас не помню) обнаружил здесь древнее поселение, то в жизни бы никогда не подумал, что это древнее городище. С дороги эту табличку не видно. Само городище похоже на небольшой лесоучасток. Сначала мы даже на машине проскочили это место и потом медленно, всматриваясь, возвращались назад. Чуть нашли.
Ходить по самому городищу не стали, побоялись, не хотелось проблем с властями. Доказывай потом, что ты не верблюд. Стали искать в стороне, по руслу древней реки. В этих краях ходила легенда, что когда-то в реке затонула ладья загруженная золотом. Раньше это была огромная судоходная река, но когда во времена СССР провели мелиорацию, река пересохла. Её русло было на сотни метров шириной, но то, что от неё осталось теперь это 2, в лучшем случае 5 метров ширины. Во многих местах теперь можно перейти вброд. Мы пошли вдоль реки. Из находок тогда подняли кусок свинца потерянный рыбаками и штык с винтовки времён Второй Мировой Войны. Штык был ржавый и основание крепления отломалось прямо в руках.
Потом появилось желание походить с другой стороны реки, пришлось возвращаться к машине (а мы уже прошли несколько километров) и ехать до ближайшего моста через реку. Потеряли время, но именно там началось самое интересное. Мы ходили по большому полю, на котором было несколько маленьких озер правильной формы. Эти странные озёра были примерно на расстоянии километра, двух, друг от друга (плюс минус) в разных направлениях и не совсем вписывались в ландшафт местности. Они были чересчур круглые и больше напоминали искусственные воронки от удара, разного диаметра, метров так по 10 – 30.
То, что озёра не естественного происхождения (по крайней мере, одно из них точно) обнаружилось когда мы решили “прозвонить” берега. Звенело всё, как цветной металл. Стали копать. И вот этого мы не ожидали. Это были обломки самолёта. Вокруг воронки (озера) множество мелких обломков фюзеляжа, так много мелких обломков, что надоело рыть ямы. Стали “звонить” воду возле берега. Опять звенит. Стали копать прямо в воде возле берега, было очень неудобно, грязь забивала яму, но всё же смогли вытянуть здоровый кусок какой-то детали, похоже, элемент двигателя. По металлу, смахивало на нержавеющую сталь, возможно титан. Не смотря на то, что она пролежала в земле под водой, блестела как полированная. Эта запчасть, потом около года у меня в гараже лежала. Потом время прошло, гараж продал, так при переезде и пропала.
Конечно, я стал искать информацию, что это за самолёт мог разбиться на этом поле. Место, где мы искали, находилось относительно недалеко от военного городка Зябровки, это бывший советский военный аэродром стратегического назначения. Сейчас военный городок полностью разрушен, я несколько раз был там, и даже лазил по командному бункеру (огромное сооружение, примерно 1,5 км. в лес от аэродрома). Ни осталось, ни одного здания в военном городке. В трудные 90-е, люди разбирали здания по кирпичам, чтобы заработать пару копеек. Одно здание обвалилось и, насколько мне известно, задавило отца с сыном. После этого было дано указание снести все постройки. Сейчас осталась только огромная взлётная полоса 4 км. длины. Там стритрейсеры устраивают гонки на автомобилях. А когда-то экипажи разведчиков из Зябровки реально "пасли" натовские корабли на Балтике и Севере.
Произошло это 24 июля 1992 года экипаж Ту-22У (первый советский тяжёлый сверхзвуковой бомбардировщик) выполнял плановый полёт. Загорелся левый двигатель, через секунду пожар задних баков, потом правый двигатель и стремительная потеря высоты. Махина высотой 10 метров, длиной 41метр, размахом крыльев 24 метра, и весом 65 тонн в это время пролетала над Гомелем с населением в 500 000 человек. Одних горюче-смазочных материалов на бомбардировщике было более 18 тонн. Он мог нести бомбовую нагрузку в 12000 кг. Пилоты попытались увести машину за город. Это им это удалось, но впереди был дачный поселок, железнодорожная станция и нефтехранилище с огромными запасами топлива. Подполковник российских ВВС Виктор Оськин отдал приказ двум другим пилотам катапультироваться, а сам оставался за штурвалом до последнего, уводя машину с двумя горящими двигателями на безопасное расстояние. Его парашюту не хватило высоты, чтобы раскрыться. В Гомеле сейчас есть улица имени Оськина, фактически это целый микрорайон. Виктору Семёновичу присвоено звание героя России посмертно, ему было 39 лет.
Когда продолжил искать информацию, оказалось, что на месте крушения Ту-22 был установлен памятный знак, но в том месте, где мы нашли обломки самолёта, никакого памятного знака не было. Не было и намёка, вокруг озерца успели вырасти взрослые деревья и кусты. Копаясь дальше в истории Зябровского аэродрома, мне стало известно о 7-ми разбившихся самолётах и 14 погибших лётчиках, какой из разбившихся самолётов нашли мы, до сих пор не знаю.
Но каким образом этот рассказ про авиакатастрофу имеет отношение к метеоритам? Имеет, самое прямое. Я вот на что обратил внимание: упал самолёт, образовалась круглая воронка правильной формы, которая со временем превратилась в озерцо. Но дело в том, что таких озёр, правильной круглой формы разного диаметра, которые не совсем вписываются в ландшафт, на этом поле находится несколько. И эти озёра наверняка образовались уже не от падения самолётов, а от падения каких-то других объектов. И то, что это были именно метеориты, а не обломки найденного нами самолёта, есть доказательства. По словам моего напарника, на этом поле у трактористов при посеве всегда была одна проблема, какой-то странной структуры камни – толи железо, толи камень, оплавленное, что-то среднее между тем и другим. Камни выкапывались плугами, они там валялись разбросанные по полю, их просто перебрасывали с места на место, а самые крупные увозили с поля.
Вот что подумал: При падении метеорита образуется круглая воронка, а его оплавленные обломки разлетаются в разные стороны от точки удара. Вот это я и увидел там. Похоже когда-то очень давно метеорит, расколовшись на несколько частей упал в реку, поскольку найденные нами воронки находились на месте бывшего русла реки. И ещё мой напарник упомянул, что здесь в некоторых местах компас себя странно ведёт. Если осушить эти озёра, то наверняка можно будет найти более крупные осколки на их дне. Какое тело при падении может создать круглую воронку диаметром 20 метров? Метеорит!
У меня нет 100% уверенности, но всё говорит о том, что это эти камни именно метеориты.
P.S. я являюсь гражданином Республики Беларусь и по условиям конкурса не имею права на приз, поэтому коллеги расслабьтесь, я вам не конкурент. Сейчас я остался без прибора и без машины (серьёзная поломка) и поэтому мне проблематично вернуться к поиску. Просто хотелось поделиться информацией, бескорыстно. Выкладываю схему, нарисованную по памяти и карту местности. Ищите и найдёте.