Газета Кладоискатель. Золото. Клады. Сокровища
26 мая 2013

КЛАДОИСКАТЕЛЬСТВО – ДЕЛО ОФИЦЕРСКОЕ .

 

Екатеринбург. Историю родного края можно собрать если не по крупицам, то по кирпичикам. В этом убедился военный пенсионер Сергей Забегаев.

Сергей Васильевич офицер запаса             Кирпич с клеймом     Гривенник

 

За плечами Сергея Васильевича многолетняя служба в вооруженных силах, горячие точки — Таджикистан, Чечня… Сегодня, выйдя на военную пенсию, он занялся сугубо мирным делом — собирательством, коллекционированием, изучением истории Среднего Урала. Сам говорит — «кладоискательством». Хотя в представлении многих клад — это нечто ценное, сулящее немалый доход. Ну никак не… обыкновенные кирпичи.

Каких только нет

— Прошлым летом мы с товарищем бродили по центру Екатеринбурга: площадь Октябрьской Революции, улицы Ельцина, Челюскинцев… Там тогда было немало развалин старых домов, — рассказывает Сергей Васильевич. — Любопытства ради заглянули туда, увидел я кирпичи с клеймом, заинтересовался. Отколупал кое-как голыми руками. Дома уже решил выяснить, кто производитель. Стал собирать информацию и обомлел: сколько на Урале (строго говоря, в Пермской губернии) было кирпичных дел мастеров. И не абы каких, а с именем. Продукция небольших кирпичных заводиков («кирпичные сараи» их тогда называли) славилась далеко за пределами губернии. Вот с тех пор и охочусь за кирпичами. Разве это не клад?

Сегодня «на дело» офицер запаса с голыми руками не ходит — вооружился до зубов. Недавно даже австралийский металлоискатель приобрел. «Кто знает, может, и под слоем земли меня что-то ценное (в историческом плане) дожидается?» — говорит. Главный предмет интереса Сергея Васильевича по-прежнему составляют кирпичи, сохранившие немые свидетельства времени, способные рассказать о людях XIX века немало интересного. Если, конечно, уметь слушать…

— Много нового и интересного я узнал для себя благодаря кирпичам, — рассказывает Сергей Васильевич. — Вот, скажем, уральский мастер Петр Давыдов. Судьбой ему было предначертано быть оперным певцом, он даже в Петербургской консерватории учился и выступал перед публикой Екатеринбурга. А вот, поди ж ты, отец сыну иную судьбу уготовил, настоял, чтобы отпрыск «серьезным делом» занялся. В итоге Петр Давыдов стал собственником кирпичного и изразцового завода в Екатеринбурге. Справедливости ради надо сказать, что в этом деле он тоже талант проявил — изделия завода отменного качества были и на выставке промышленной в 1887 году были медалью отмечены. Там, кстати, свое производство и другой уральский «кирпичный монстр» представлял — Густомесов. У меня кирпичи с его клеймом в коллекции есть, и клейменные кирпичи Кожуриных тоже. Представляете, как люди на совесть работали, если их стройматериал до наших дней дожил?

Кирпич с короной

Начинающий собиратель и коллекционер уже успел наладить «профессиональные связи». Недавно отправил с оказией посылку с уральскими кирпичами в Санкт-Петербург тамошнему коллекционеру Владимиру Смирнову. У петербуржца уже 1600 кирпичей собрано. «Я в сравнении с ним юнец, у меня пока только около двадцати экземпляров, — смеется Сергей Васильевич. — Вот жду ответа, Владимир мне тоже „подарок“ выслал».

Кроме кирпичей, в коллекции Забегаева еще много исторического «барахла» (его определение). Старинные утюги, медный колокольчик для скота, чугунные пестики, скобы, подковы, монеты, кованые гвозди, засовы. В Невьянске даже пушечное ядро на развалинах «нарыл». Ядро и утюги, кстати, у Сергея Васильевича другие коллекционеры выпрашивают, а он — ни в какую: «Жадничаю». Да и жить помогает, это самое «барахло». Монеты Екатерининской поры очень ликвидны, вот на вырученные от их продажи средства, офицер и пополняет свою кирпичную коллекцию.

Что со всем этим добром делать, Забегаев пока не знает. Говорит, может, музей создам. Главная задача, говорит, все систематизировать — по производителям, владельцам, годам… Есть у офицера запаса и идея организовать выставку, которую его друзья поддерживают.

— Уверен, сидеть на коллекциях, как курица на яйцах, мы, собиратели, права не имеем, — говорит Сергей Васильевич. — В конце концов, все эти полуразваленные старые дома будут стерты с лица земли, а наши дети, внуки должны знать о своих земляках, которые составляют историю нашего города, области. Не должны мы быть Иванами, родства не помнящими


Рейтинг: 2
Просмотров: 684


Добавлять комментарии могут только члены клуба

Вход | Регистрация