Старые, давно брошенные деревни, скрывающиеся в малопроходимой тайге Забайкалья привлекают своей загадочностью и ожиданием каких-то необычных находок.
Когда-то в этих далёких деревнях, вдали от центральных городов и дорог жили свободолюбивые крепкие крестьяне, казаки. Своим трудом обеспечивая существования своих семей, возделывая пашню, охотясь, занимаясь рыбной ловлей.
Нас, краеведов, исследователей, привлекла долина реки Удыча Сретенского района с некогда большими селами Шокша и Удыча.
В Удыче когда-то стояла часовня, а в Шокшу ссылали каторжан. В 30-е годы жители этих сёл подняли восстание против коллективизации под лозунгом «За советскую власть, но без коммунистов». Мужики, бывшие красные партизаны собрались в отряд численностью 60 человек и пытались бороться за свои исконные права на землю и свободу. Но против регулярных войск Красной Армии сил повстанцев, конечно, не хватило. Села просуществовали примерно до 1951 года и были распаханы. Сейчас на картах они обозначены как развалины или зимовья, а дороги отмечены только слабым пунктиром, который проходит по заболоченной местности.
О состоянии дороги мы расспросили у местных охотников в г.Сретенск. Посмотрев на наш джип, некоторые говорили,- проедете. Но находились такие, кто махал руками, утверждая, что дороги давно нет, а через болота не пройти.
Оценив ситуацию, мы решили проложить наш маршрут через деревню Деревцово по речке Удычикон. 20 мая в 9 утра мы выехали на штурм бездорожья от село Деревцово и начали подъем на хребет по пади Белая Речка. До нас этой дорогой в летнее время не пользовались давно. Проваливаясь по мосты в мягкий напитанный весенней водой чернозем, нарезая глубокую колею, мы ползли вверх по пади.
Двигаться по такой дороге было сущее наказание: пройдешь метров пять, зароешься по мосты, сдашь назад и снова с разгона берёшь очередные пять метров . Так и поднимались по пади, прорубая глубокую колею в мягкой приболоченной почве. Спуск был легче, дорога пошла вдоль хребта по каменистой гряде. Броды, которые встречались нам на пути, для наших машин были не страшные: дно каменистое и воды не более чем по колено. Пугающие болота оказались промерзшими, оттаяли лишь сверху сантиметров на 5-10, а дальше - мерзлота. Шли по ним легко.
К урочищу Удыча подошли к 5 часам вечера. Нас встретил сторож заимки Сергей. Заимка принадлежит фермеру Рогову Андрею из села Мироново, который держит здесь несколько коней и десяток недойных коров. Приезжает на заимку раза два в месяц на коне, привозит сторожу провиант.
Село Удыча располагалась на правом высоком берегу одноименной реки и протянулась на добрый километр от домика фермера вверх по течению. Координаты N52.02.20 E117.59.08. На современной карте эта часть села не обозначена. Деревня была распахана, а дома сдвинуты бульдозером к реке. Пашня лет 10 как не пашется.
Находки, вопреки ожиданиям, особо не радовали. За вечер нашли несколько монет времен НиколаяII и советов 30-х годов, кроме того:
- Две медали «В память войны 1853—1856» учреждена в ознаменование завершения Крымской войны (1853—1856) и по случаю коронации Александра II. Ей награждался широкий круг лиц, как воевавших на Крымской войне, так и находившихся в тылу.
- Увольнительный жетон 2Р, 714 ЗВ (Вероятней всего принадлежал подразделению, которое обозначено: вторая рота, 714 полк, Забайкальское Войско).
- Непонятный жетон 10К. Если у кого есть информация, подскажите что это за жетон.
Ночевали в доме на заимке, палатки разбивать поленились, да и не хотели особо: ночами было холодно, вода в чайнике к утру замерзала. Днем солнышко пригревала до +15-20, но с заходом солнца опять становилось холодно. Клещи встречались, но не так много как рассказал Сергей в апреле, когда снимал их с себя гроздями прямо у дома.
Вторая часть села Удыча, которая и указана на современной карте, располагается ниже по течению в 2-3 километрах от заимки фермера.
Место часовни определить сложно, поскольку все распахано и завалено металломусором. Вероятней всего, каменные остовы на высоком месте и были местом часовни. В этом месте я нашел одну створку от иконки и множество гильз. Большое количество металломусора не позволяет вести нормальный поиск. И даже с 6” катушкой что-либо отыскать у часовни больше не удалось. За несколько часов поиска в окрестностях села нашли:
- медаль «В память войны 1853—1856», это уже третья такая медаль,
- ленту "За поход в Корею в 1904 и 1905 годах", 1-го Нерчинского полка,
- значок «Промкооперация»,
- медную фишку от самодельного домино, плюс десяток монет 30-х годов и немного Николая II.
Поразило старинное кладбище со следами вандализма: кто-то разграбил могилу в самом центре этого небольшого погоста. Что искали в ней, не понятно. Крестов на могилах или памятников не сохранилось, пожар уничтожил всё, оставив только холмики.
Село Шокша. Дорога от с.Удыча, до с.Шокша прекрасная, идет вдоль старой пашни по высокому берегу. Места эти давно заброшены и на пашня, вдоль которой мы ехали, выросли вполне приличные деревья.
Село Шокша также расположилось на высоком берегу. Хорошо сохранился фундамент большого здания. В низине дома не распаханы и просматриваются фундаментные ямы и остатки строений. Особо интересных находок за несколько часов поиска не было: серебряное колечко, несколько монет 30-х годов и Николая II. Сказывается большое количество металломусора.
Ночевать не стали, впереди нас ждала неизвестная дорога назад через Сретенск. Дорога оказалась хорошая, лучше чем от д.Деревцово, но без хорошей лебедки соваться не стоит. Единственное коварное место там, где дорога идет по уже подтаявшей болотине протянувшейся на добрые 3 километра. Еще неделя и она станет абсолютно непроходимой.
20-23 мая 2013. Рудольф Кавчик.